Дон Кихот
Л. Минкус
«ДОН КИХОТ»
Балет в двух действиях
Либретто Мариуса Петипа, в редакции Владимира Васильева
Хореография Александра Горского
Хореограф-постановщик - народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России Владимир Васильев
Художники-постановщики - заслуженный деятель искусств Российской Федерации Виктор Вольский,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации Рафаил Вольский
Балет, впервые поставленный Мариусом Петипа в 1869 году, обрел новую жизнь благодаря его новой постановке Александром Горским. Именно эта версия - драматургически выстроенная, танцевально виртуозная и словно кипящая радостью бытия, стала основой бесчисленных редакций балета, ныне украшающего афиши самых знаменитых трупп мира.
«Дон Кихот» - один из самых популярных классических балетов: темпераментный, яркий, пламенный. Вихрь страстного танца, ритмичный стук кастаньет, захватывающие дух прыжки и виртуозные фуэте - вот основные характеристики незабываемого шедевра.
Сюжет почерпнут из бессмертного романа М. Сервантеса «Дон Кихот».
Премьера спектакля на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась 3 июня 1994 года.
Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – Сергей КОНДРАШЕВ.
Продолжительность: до 2 часов 15 минут (с антрактом).
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
На площади маленького испанского городка праздничное оживление. Китри кокетничает с Базилем, надеясь, что ее отец – трактирщик Лоренцо – даст согласие на их брак. Но у него иные планы. Лоренцо хочет выдать дочь за богатого, но глупого дворянина Гамаша, над которым потешается весь город. Китри отказывается подчиниться воле отца. Появляются уличная танцовщица Мерседес и тореадоры во главе с красавцем Эспадой. Начинаются танцы. В разгар веселья на площадь въезжают Дон Кихот и Санчо Панса. Молодежь подтрунивает над неуклюжим оруженосцем. А Дон Кихот узнает «даму своего сердца», но Китри, а с ней и Базиль вновь убегают. Лоренцо, Гамаш, а также Дон Кихот и Санчо Панса устремляются вслед беглецам.
КАРТИНА ВТОРАЯ
Ночь. Но Китри и Базилю не до сна. Они строят планы на будущее и никак не могут наговориться. Их уединение нарушают прибывшие цыгане, а с ними Мерседес и Эспада. Они предупреждают, что влюбленных разыскивают. Вскоре появляется разгневанный отец Китри – трактирщик Лоренцо с компанией. Цыгане, чтобы отвлечь их от поисков беглецов, устраивают представление. Дон Кихот верит происходящему на сцене и, желая покарать зло, вступается за обиженных театральных персонажей. С испуганных кукол падают маски, и зрители узнают Китри, Базиля, Мерседес и Эспаду… Им снова приходится бежать. …Подул ветер, и лопасти мельницы приходят в движение. Они кажутся рыцарю злыми волшебниками, с которыми он должен сразиться и освободить прекрасную Дульсинею. Дон Кихот бросается вперед, но, зацепившись за мельничное крыло, падает на землю.
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Уставший, раненый, Дон Кихот забывается и видит дивный сон: прекрасная Дульсинея, окруженная амурами, танцует для него. Душа рыцаря вновь обретает уверенность в победе добра над злом и исполнении своей мечты. Он устремляется туда, где ждут его помощи.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Небольшая таверна. Здесь нашли временное убежище беглецы. Однако эта передышка ненадолго. Их преследователи уже на пороге. Гамаш требует согласия Лоренцо на брак с Китри. Отец соединяет их, но Базиль, изображая муки ревности, инсценирует самоубийство. Китри со слезами на глазах умоляет Дон Кихота восстановить справедливость. Дон Кихот заставляет Лоренцо благословить Китри и Базиля. Оживший цирюльник и озорная Китри приглашают всех на свадьбу.
КАРТИНА ПЯТАЯ
В свадебном торжестве принимает участие весь городок. Все утешают незадачливого Гамаша. Видя счастливое лицо своей дочери, Лоренцо примиряется с ее выбором. А странствующего рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца ждут новые подвиги.