Корсар
А. Адан
«КОРСАР»
Балет в трех действиях с прологом и эпилогом
Либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье, в редакции Юрия Григоровича, по мотивам поэмы Дж. Байрона.
Хореограф - постановщик новой редакции на основе композиции М. Петипа – Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, профессор Юрий Григорович
Художник - постановщик – Николай Шаронов
В спектакле используется музыка композиторов Ц. Пуни, Р. Дриго и др., а также фрагменты хореографии Ж. Перро, К. Сергеева, В.Чабукиани и др.
«Корсар» – один из балетов классического наследия, который сохраняется в репертуаре многих театров более 150 лет. Балетмейстеров, артистов и зрителя неизменно привлекают вольнолюбивый дух байроновской поэмы, послужившей основой либретто, сильные человеческие страсти, романтическая приподнятость темы.
Адольф Шарль Адан (1803–1856) – французский композитор, создавший около сорока балетов и столько же опер, в свое время был очень популярен. Ныне от его оперного творчества в
театральном репертуаре осталось немногое, зато балеты – «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856) – обессмертили его. Они сыграли большую роль в развитии как балетной музыки, так и хореографического искусства.
Либретто «Корсара» создано Анри Сен-Жоржем и Жозефом Мазилье по мотивам одноименной поэмы Джорджа Гордона Байрона, несущей типичные образные мотивы романтического искусства. В центре – необыкновенная, исключительная личность главного героя. Персонажи вовлекаются в захватывающие приключения и их обуревают сильные страсти. В балете отразился романтический интерес к Востоку, а венчает его победа благородства над низостью и коварством.
Поставленный впервые в 1856 году в Парижской опере в хореографии Жоржа Мазилье, «Корсар» уже в 1858-м увидел свет рампы в Петербурге с хореографией Жюля Перро. Затем несколько раз ставился в Петербурге и в Москве с хореографией Мариуса Петипа. В ХХ веке воплощался балетмейстерами Александром Горским, Петром Гусевым, Константином Сергеевым, Олегом Виноградовым, Дмитрием Брянцевым, наконец, самим Юрием Григоровичем в Большом театре России (1994), где его постановка содержала все ценные фрагменты хореографии его предшественников, в первую очередь, созданные Петипа.
Обращение в 2007 году к «Корсару» с театром «Кремлёвский балет» – третье для Ю.Н. Григоровича и первое для труппы под руководством Андрея Петрова.
В этой постановке «Корсара» сохранены наиболее эффектные танцевальные сцены и номера, знакомые широкому зрителю: танцы одалисок, любовный дуэт в гроте, и, наконец, картина «Оживленный сад», созданная Мариусом Петипа. Как отмечал В. Ванслов: «в хореографическом отношении это самый сильный и впечатляющий эпизод балета, могущий быть поставленным по художественному качеству в один ряд с такими шедеврами симфонического танца … как сцены виллис в «Жизели», сильфид в «Сильфиде», лебедей в «Лебедином озере», дриад в «Спящей красавице», теней в «Баядерке». Подобные сцены не только обладают нетленной красотой, они дали мощный толчок хореографическому развитию».
Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей КОНДРАШЕВ
Продолжительность: до 2 часов 30 минут (с двумя антрактами).
ПРОЛОГ
Корабль морских разбойников-корсаров в споре с морской стихией приближается к берегу.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Рыночная площадь восточного города. Сюда со своим предводителем Конрадом пришли корсары. Здесь же и работорговец Исаак Ланкедем расхваливает свой «товар». Его воспитанница и невольница Медора привлекает внимание окружающих красотой и танцами. Конрад восхищен девушкой. Медора бросает ему цветок. Увидев танцующих вместе Медору и Конрада, рассерженный Ланкедем уводит ее с площади. В сопровождении свиты появляется Сеид-паша, чтобы выбрать невольниц для гарема. Но «товар» оказывается ему не по вкусу, и он, недовольный, хочет покинуть рынок. Тогда Ланкедем выводит Медору. Сеид-паша в восторге от девушки и готов купить ее. Ланкедем просит огромные деньги. Сделка состоялась, и Сеид-паша удаляется, приказав слугам сопровождать новую невольницу в гарем. Потрясенная Медора бросается к Ланкедему, но деньги ему дороже. Тогда она просит защиты у Конрада. Предводитель корсаров с товарищами спасают девушку, захватывают Ланкедема и невольниц, торговцев с товарами, грузятся на корабль и уходят в море.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Пещера на берегу моря, куда подошел корабль корсаров. Медора и Конрад счастливы. Во имя их любви девушка просит даровать свободу невольницам. Конрад готов выполнить ее желание, но против этого восстает его помощник и друг Бирбанто – он не хочет никого отпускать и подстрекает пиратов к неповиновению. Они бросаются на Конрада, но тот быстро расправляется с бунтовщиками. Отпущенные невольницы спешат скрыться. Бирбанто возмущен и придумывает коварный план. В кувшин с вином он подсыпает снотворное зелье и заставляет Ланкедема поднести отравленный напиток Конраду. Влюбленные не замечают опасности, когда Ланкедем подает им вино. Конрад выпивает его и погружается в сон. Медора в смятении. Заговорщики с закрытыми лицами окружают ее. Защищая одурманенного зельем Конрада, она ранит в руку одного из них – это Бирбанто. Он в ярости. И тогда Ланкедем умоляет вернуть ему Медору. Пользуясь всеобщим смятением, схватив почти бесчувственную Медору, купец с ней убегает. Бирбанто намеревается убить спящего Конрада, но действие снотворного ослабевает, Конрад просыпается. Узнав о похищении Медоры, он приходит в отчаяние. Бирбанто притворно клянется ему в верности.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Сад во дворце Сеид-паши. Повелителя окружают многочисленные жены, они соперничают друг с другом за его милости. Сюда Ланкедем приводит беглянку Медору. Сеид-паша в восторге. Начальник стражи докладывает о прибытии богатых заморских купцов – но это переодетые корсары. «Купцы» преподносят паше роскошные подарки. Незаметно один из них приближается к Медоре и на мгновение открывает свое лицо – это Конрад. Девушка понимает, что ее хотят спасти. Довольный Сеид-паша предлагает гостям развлечение – придворный балет. Перед ними предстает прекрасный «Оживленный сад», в котором среди невольниц царит красавица Медора. Она танцует с упоением и радостью, зная, что спасение близко. Внезапно корсары сбрасывают купеческие одежды и вступают в бой с дворцовой свитой. Одержав победу, они скрываются с освобожденной из плена Медорой. Бирбанто притворно радуется успеху. Но Медора рассказывает Конраду о заговоре против него. Конрад поражен таким предательством и коварством. Заметив на руке Бирбанто след от нанесенной ему раны, Медора понимает, что изменник – бывший друг Конрада. Разоблаченный Бирбанто набрасывается на Конрада, но падает сраженный пулей. Спасаясь от погони Сеида-паши, все исчезают.
ЭПИЛОГ
Корабль корсаров в пути – Конрад с Медорой счастливы посреди морских волн.